Величины. Переменные величины.
Характеристики переменных (имя, тип, значение)

Известно, что всякий алгоритм составляется для конкретного исполнителя. Теперь в качестве исполнителя мы будем рассматривать компьютер, оснащенный системой программирования на определенном языке. Компьютер-исполнитель работает с определенными данными по определенной системе команд.
Данные. Компьютер работает с информацией, хранящейся в его памяти. Отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и пр.) называется величиной.

Всякая обрабатываемая программой величина занимает свое место (поле) в памяти ЭВМ. Значение величины — это информация, хранимая в этом поле памяти.

Величины в программировании, так же, как и математические величины, делятся на переменные и константы (постоянные). Например, в формуле (a2-2ab+b2) а, Ь — переменные, 2 — константа.

Константы записываются в алгоритмах своими десятичными значениями, например: 23, 3.5, 34. Значение константы хранится в выделенной под нее ячейке памяти и остается неизменным в течение работы программы.

Переменные в программировании, как и в математике, обозначаются символическими именами. Эти имена называют идентификаторами (от глагола «идентифицировать», что значит обозначать, символизировать). Идентификатор может быть одной буквой, множеством букв, сочетанием букв и цифр. Как правило, употребляются буквы только латинского алфавита и первый символ в идентификаторе — буква. Примеры идентификаторов: А, X, BS.prim, r25 и т.п.

Существуют три основных типа величин, с которыми работает компьютер:

  • числовой – целые и вещественные числа,
  •  символьный – текст, который может содержать буквы (русские и латинские), числа, знаки препинания, служебные символы и т.д.,
  • логический – принимает два значения: True (истина) и False (ложь).

Система команд. Всякий алгоритм строится исходя из системы команд исполнителя, для которого он предназначен. Независимо от того, на каком языке программирования будет написана программа, алгоритм работы с величинами составляется из следующих команд:
присваивание
— ввод
— вывод

Команда присваивания — одна из основных команд в алгоритмах работы с величинами. Записывать ее мы будем так:
<переменная> = < выражение>
 Значок «=» читается «присвоить». Например: Z :=X+Y.
Компьютер сначала вычисляет выражение, затем результат присваивает переменной, стоящей слева
от знака «=».

Если до выполнения этой команды содержимое ячеек, соответствующих переменным X, Y, Z, было таким:

X
2
Y
5
Z

то после выполнения команды станет следующим:

X
2
Y
5
Z
7

Значения переменных, являющихся исходными  данными решаемой задачи, как правило,  задаются вводом.
Команда ввода в описаниях алгоритмов будет выглядеть так:

ввод <список переменных>.
Например, в Бейсике:  INPUT “Введите переменные”; А, В, С
Если переменной величине не присвоено никакого значения (или не введено), то она является неопределенной (в Бейсике числовая переменная, если она не определена,  равна 0)

Результаты решения задачи сообщаются компьютером пользователю путем выполнения команды вывода:

вывод <список переменных>.
Например, в Бейсике:  PRINT Х1, Х2.

На главную
Наверх
Hosted by uCoz